Віктор Андрущенко перебував з візитом в Гродно
26-28 лютого 2015 року делегація Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова перебувала з офіційним візитом на святкуваннях 75-ліття з часу заснування Гродненського державного уні... Read more...У НПУ поєднують бізнес та інтелект
Нещодавно з офіційним візитом Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова відвідав Президент Українського союзу промисловців і підприємців Анатолій Кінах. Гостя прийняв ректор вишу В... Read more...Ректор НПУ взяв участь у відкритті нової Спортивної Арени КНУ імені Т. Шевченка
16 жовтня 2014 року в Київському національному університеті імені Т. Г. Шевченка відкрили стадіон Навчально-спортивного комплексу. В урочистому відкритті взяв участь ректор Національного педагогічного... Read more...Стартували Дні освіти і науки Російської Федерації в Україні
У рамках Днів освіти і науки Росії в Україні 14 вересня в Національному педагогічному університеті імені Михайла Драгоманова відбулося засідання Асоціації вищих навчальних закладів-партнерів Російської Федерації та України. Метою зустрічі стало обговорення нових спільних проектів між двома країнами та посилення співпраці в науковій і освітній сферах.
До української столиці прибули делегації поважних вищих навчальних закладів РФ, Російської академії наук, вчені зі світовими іменами в найрізноманітніших наукових галузях для обміну кращими освітніми практиками, координації спільної роботи в навчально-методичній області, науково-дослідній і громадській діяльності двох держав, реалізації інноваційних проектів.
Відкрив захід Перший заступник Міністра освіти і науки, молоді та спорту України Євген Суліма, аналізуючи ситуацію в освітній системі України. До вашої уваги текст виступу Євгена Миколайовича:
«Приветствую всех присутствующих с началом дней науки и образования Российской Федерации в Украине!
Наша встреча в таком формате вторая в рамках сотрудничества учёных и работников образования обеих стран. Уверен, что проведение таких мероприятий станет хорошей традицией и даст новый импульс развитию эффективных партнерских взаимоотношений в приоритетных сферах общественной жизни, какими являются наука и образование.
Хочу акцентировать, что сфера образования постоянно находиться в центре внимания руководства нашей страны, а курс реформирования экономики государства, провозглашённый Президентом Украины В. Ф. Януковичем, определяет приоритетные направления ее развития.
За годы независимости Украины, на основе достижений и традиций отечественной образовательной отрасли создано новейшую целостную национальную систему образования – от дошкольного до высшего и последипломного. Этот процесс не был легким. Он связан, прежде всего, с преодолением стереотипов прошлого в организации и управлении образованием, определении новейшего содержания образования и его личностного, государственного и общественного назначения.
На сегодня в Украине сформирована полноценная законодательная база функционирования высшей школы, определено ее содержание, созданы национальные учебники. Вместе с тем, начато и ряд реформ с целью адаптации системы высшего образования к европейским требованиям.
Одним из важных шагов на этом пути является оптимизация сети высших учебных заведений и создание мощных региональных университетских центров.
Не секрет, что на территории постсоветского пространства, во многих странах СНГ за последние 15-20 лет наблюдалась тенденция к увеличению количества высших учебных заведений, создание частных университетов. Не исключением была и Украина. Отдельные высшие учебные заведения стали малочисленными даже при увеличении количества специальностей. Начала теряться их профильность, они стали больше готовить кадры по популярным малозатратным специальностям - экономическим, правоведческим, туристическим и т.д. В результате, такие учебные заведения стали не способными осуществлять качественное обучение и обеспечивать эффективные научные исследования.
На сегодня у нас насчитывается 841 вуз (техникумы, училища, колледжи, институты, академии, университеты). Если ориентироваться на европейский опыт, то это неоправданно много.
Поэтому, с целью приведения сети высших учебных заведений к европейским нормам, устранения дублирования подготовки специалистов по отдельным направлениям и специальностям только за последние 2 года создано 9 региональных университетских центров на базе 22 высших учебных заведений. А наиболее эффективным проектом среди других, по нашему мнению, стало создание Криворожского национального университета, который объединил университеты, научно-исследовательские институты и структурные подразделения других высших учебных заведений региона.
За последние годы нами реализован ряд последовательных мер, обеспечивающих равный доступ граждан к высшему образованию. Усовершенствована система конкурсного отбора в университеты наиболее способной молодежи на основе внешнего независимого оценивания, которое введено с 2008 года. Но важнейшей новацией стала работа в этом году всех высших учебных заведений, независимо от уровня аккредитации и формы собственности, в Единой государственной электронной базе по вопросам образования, что обеспечило прозрачность вступительной кампании, оперативность получения данных о ходе приема заявлений и сделало невозможными любые злоупотребления. По сути, эта электронная база сопровождает каждого абитуриента от подачи заявления на тестирование до зачисления на учебу в университет.
Всего к Единой государственной электронной базе было подключено 1078 высших учебных заведений и их структурных подразделений. По числу поданных заявлений вступительная кампания 2012 года стала рекордной за все время независимости Украины.
Всего в текущем году на программу младшего специалиста было зарегистрировано 315 тыс. заявлений, на программу бакалавра 132 тыс. заявлений, на программу специалиста 276 тыс. заявлений, на программу магистра 13 тыс. заявлений. Всего же по всем образовательно-квалификационным уровням в системе было зарегистрировано почти 2 млн. 40 тыс. заявлений.
Ориентируясь на непрерывное развитие индустриальных и системообразующих отраслей Украины, в этом году был существенно увеличен объем приема, по сравнению с 2011 годом. Это касается таких направлений: «Электроника», «Энергетика и энергетическое машиностроение», «Радиотехника, радиоэлектронные аппараты и связь», «Металлургия и материаловедение», «Машиностроение и металлообработка», «Химические технологии и инженерия», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Транспорт и транспортная инфраструктура».
Одной из ключевых задач системы высшего образования является обеспечение максимально возможного соответствия содержания образования тем требованиям, которые предъявляться будущей профессией. Именно поэтому, большое внимание мы уделяем формированию нового поколения государственных стандартов высшего образования, что позволит сформировать новую систему диагностических средств с переходом от оценки знаний выпускника к оценке его компетенций и определению уровня компетентности в целом.
Сейчас реализуется пилотный проект образовательных стандартов по ряду направлений и специальностей высшего и профессионально-технического образования в рамках совместного проекта Министерства, группы предпринимателей и Конфедерации работодателей.
За последние два года для решения общих задач, соответствующих современному уровню сотрудничества высшего образования и работодателей, Министерством реализован ряд важных мероприятий. В частности, с участием представителей работодателей разработаны и утверждены Правительством Национальная рамка квалификаций, которая обеспечивает эффективную взаимосвязь между сферой образования и рынком труда, преемственность между уровнями образования, реализацию стратегии обучения в течение жизни.
Это своего рода «дорожная карта», согласно которой в дальнейшем нам необходимо при участии работодателей разработать отраслевые рамки квалификаций с соответствующим наполнением, провести совместную работу по упорядочению Перечней направлений и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов, Национального классификатора профессий, Классификатора видов экономической деятельности и т. д.
Одним из главных приоритетов государственной политики Украины является стремление построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие общество, в котором, в частности, информационные технологии должны быть инструментом социального развития страны.
Объективным основанием такого тезиса является неоспоримый факт постоянного роста объемов рынка информационно-коммуникационных технологий, перспективы которого в 2012 году, за осторожным оценкам, составляют более 3 млрд. долларов. Очевидно, что в этих условиях, особенно важным вопросом является состояние образования в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Хотел бы подчеркнуть, что системная работа Правительства и Министерства нашла отражение в новом перечне специальностей специалиста и магистра. В этом перечне специальности сферы информационно-коммуникационных технологий гармонизированы с международными рекомендациями по качественной подготовке ИТ-специалистов. Разработаны и утверждены отраслевые стандарты высшего образования, которые соответствуют международным рекомендациям и учебным программам ведущих университетов мира.
По инициативе Премьер-министра Украины, к этой работе были привлечены ведущие ИТ компании Украины.
Результатом такого сотрудничества стал, утвержденный правительственным решением, План мероприятий по обеспечению развития образования в сфере информационных технологий на период до 2013 года.
Кроме этого были увеличены объемы государственного заказа на подготовку кадров по направлениям: «Информатика», «Системный анализ», «Компьютерные науки», «Программная инженерия» более чем на 23,4 %.
Отдельно хотел бы остановиться на проблеме качества подготовки педагогического работника – учителя. Перед нами стоит задача формировать в системе образования и вне ее человека, способного успешно действовать в условиях постоянных изменений, принимать изменчивость не как неприятную временную особенность жизни, а как сущностную характеристику собственной жизнедеятельности. Особое место здесь принадлежит учителю. Есть хороший учитель, есть надежное будущее у государства, общества - истина, признанная временем.
Наверно, это и побудило нас к созданию новой Концепции непрерывного педагогического образования. В основу этой Концепции положены две основные задачи: приведение содержания подготовки учителей к новой школе и ее адаптация к европейскому образовательному пространству.
Особое внимание в Концепции уделено содержательному наполнению педагогического образования, что выступает основой подготовки педагога и предусматривает обеспечение достаточного уровня академической и профессиональной подготовки.
Правительство уделяет и должное внимание обучению и стажировке студентов за границей. Так, по инициативе Премьер-министра Украины Н. Я. Азарова в прошлом году впервые была введена бюджетная программа по обучению студентов и стажировки аспирантов, научных и научно-педагогических работников в ведущих зарубежных высших учебных заведениях.
В текущем году за границу будет направленно на обучение или стажировку 353 человека, из них: 180 студентов, 73 аспиранта и 100 научно-педагогических работников.
На выполнение поручения Президента Украины, Министерством реализована задача по внедрению Национальной системы рейтингового оценивания деятельности высших учебных заведений Украины, как инструмента мониторинга качества образования и образовательных услуг. В то же время введение такого инструмента может стать и источником для получения импульсов в сотрудничестве образовательной отрасли с рынком труда.
Следует подчеркнуть, что Национальный рейтинг будет ориентировать абитуриента на мотивированный выбор университета, стимулировать университеты развиваться, поддерживать активную исследовательскую и образовательную деятельность, а Министерство – к эффективному нормативному обеспечению высшей школы, информированию высших учебных заведений, студентов, работодателей и других заинтересованных сторон о процессах, происходящих в высшем образовании.
Отдельно отмечу, что три украинских университета сегодня уже вошли в международный рейтинг университетов мира QS World University Rankings.
В поле зрения Правительства находиться и социальные вопросы вышей школы.
Так, осуществляются постепенные шаги по повышению зарплаты работников сферы образования. В соответствии с рядом правительственных решений и законодательных актов в течение текущего года такое повышение будет осуществлено 6 раз.
Студенты в этом году начали получать академические стипендии, которые увеличены по сравнению с 2008 годом, на 38 %, а стипендии отличников возросли почти на 34 %, при этом социальные стипендии – на 52 %.
Уважаемые коллеги!
Уверен, что проведение дней науки и образования Российской Федерации в Украине станет новым толчком к эффективному сотрудничеству ученых и педагогов наших стран, решения актуальных проблем высшей школы наших государств.
Спасибо за внимание!»
Про актуальність і важливість співпраці та плідні результати українсько-російських відносин у своїй доповіді наголошував і співголова Асоціації вищих навчальних закладів-партнерів Російської Федерації і України, ректор Російського державного гуманітарного університету Єфим Пивовар, окреслюючи план заходів, що сприятимуть розвитку співпраці між ВНЗ обох держав. До таких члени Асоціації зарахували спільні науково-методичні конференції, круглі столи, організацію практичної підготовки студентів в різних університетах, видання навчальної літератури, виставки-презентації спільно написаних книг і чимало іншого.
Забезпечення постійного систематичного стажування для науково-педагогічних працівників і студентів за принципом обміну між вищими навчальними закладами стане й хорошою формою обміну досвідом та, на думку співголови Асоціації, ректора Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна Віля Бакірова, відкриє хороші перспективи мобільності для українців і росіян.
Не випадково місцем зустрічі був обраний саме один з найкращих педагогічних університетів країни, оскільки основні думки науковців були сконцентровані навколо освітньої галузі. Серед матеріалів учасники з’їзду мали можливість переглянути запропонований Асоціацією ректорів педагогічних університетів Європи проект Педагогічної Конституції Європи. Як зазначив Президент Асоціації, ректор Національного педагогічного університету імені Михайла Драгоманова Віктор Андрущенко, цей документ пропонує засади узгодженої трансуніверситетської політики в галузі педагогічної освіти, що визначається гуманістичними нормами. Драгоманівський університет налагодив хороші зв’язки з провідними вищими навчальними закладами Російської Федерації і на цій основі уже ведеться робота, а у пріоритетах – розширення й поглиблення співробітництва.
Результатом засідання стало ухвалення Статуту Асоціації вищих навчальних закладів-партнерів Росії та України, затвердження складу Координаційної ради, до якої увійшли ректори провідних вищих навчальних закладів обох країн. У планах діяльності Асоціації підвищення ролі вищої освіти і науки в модернізації економік України і Росії, організація міжнародної співпраці й партнерство з Євразійською та Європейською асоціаціями університетів, іншими міжнародними об’єднаннями, що координують діяльність у галузі вищої освіти, а також збереження і розвиток загального освітнього простору, забезпечення еквівалентності, взаємного визнання дипломів ВНЗ-членів Асоціації.
Більш детально й дискурсно учасники заходу поспілкувалися під час круглого столу «Перспективні напрями українсько-російського співробітництва в галузі вищої освіти й університетської науки», де проаналізували шляхи розвитку співпраці та пропозиції щодо підвищення високотехнологічного виробництва.
Людмила КУХ,
прес-секретар ректора